Адрес

г. Липецк, ул. М.И. Неделина, 9                                  г. Елец, ул. Новолипецкая, д.36    
+7 4742 24-06-80
+7 900 987-17-00
Пн.-Пт.: 8:00 - 18:30 Сб-Вс.: вых.

ВСЕМУ - СВОЁ ВРЕМЯ или как определиться с занятиями спортом

Поделиться:

 

В настоящее время проблема гиподинамии привлекает внимание большого числа специалистов: врачей, физиологов, психологов, педагогов. Это связано с многогранностью влияния движения на человеческий  организм. Вечная истина заключена в словах древнегреческого философа Аристотеля: «Движение – это жизнь. Ничто так не ослабляет и не истощает человека как продолжительное физическое бездействие».

 И конечно родители стремятся решить эту проблему,  когда приводят своих чад в спортивную секцию. Чем же  они руководствуются при выборе того или иного вида спорта?  Наверное, одни восхищаются выступлениями мастеров спорта по телевидению, поражаясь легкостью исполнения тяжёлых элементов. Другие – стремятся повторить свой путь спортивных достижений в юные годы. Третьи – слушают советы друзей и знакомых. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе и решить что, когда и кому можно.

Необходимо помнить, что правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учёта анатомо-физиологических особенностей детского организма в различные периоды развития. А оно происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным ростом, сопровождающимся накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки.

Во врачебном контроле существует разделение школьников на следующие возрастные группы:

  • младшая – 7-11 лет;
  • средняя -   12-15 лет;
  • старшая – 16-18 лет.

Младшая возрастная группа или «второе детство» - является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Однако, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменений структур и функций, рост в длину до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела: на 4-5см роста приходится 3-4кг прибавки веса. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель, т.е. происходит как бы вытягивание тела.

 Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9-11 годам окостеневают фаланги пальцев рук и ног, остальное - гораздо позже и заканчивается даже у взрослых.

 И эти особенности формирования скелета необходимо принимать во внимание при выборе вида спорта. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на правую или левую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности при незавершённом процессе окостенения могут привести к появлению плоскостопия. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат  легко растягивается. У детей 8-9 лет позвоночник обладает наибольшей подвижностью, в это время формируются основные физиологические изгибы. Отсюда у младших школьников нередки случаи разнообразных нарушений осанки и деформаций позвоночника.

В этот период значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие этого повышается коэффициент полезного действия. Поэтому можно широко использовать упражнения, связанных с преодолением массы тела (лазание) в наклонном и вертикальном положении, для воспитания силы. Следует избегать больших по объёму и интенсивных нагрузок, т.к. они очень энергозатратны и могут привести к задержкам роста.

В младший возрастной период у детей отмечается  высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь. Вспомните, что один раз научившись ездить на велосипеде или кататься на коньках в детстве, мы всегда смело садимся за руль или встаём на коньки, приговаривая: «да я ещё ребёнком это умел!».

 Таким образом, в младший возрастной период можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как  акробатика с 8-10 лет, спортивная гимнастика  для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет. Художественная гимнастика с 7-10 лет. Фигурное катание с 7-10 лет, плавание с 7-10 лет, теннис с 7-10 лет.

Чуть позже, с 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, на батате, биатлоном.

 Конечно, вы можете привести своего ребёнка в секцию, посоветоваться с тренером и начать заниматься и за год-два до официально разрешённого  срока, но это должны быть подготовительные занятия. Подобные «тренировки» содержат упражнения общеразвивающие, так называемые общей физической подготовки и не подразумевают чрезмерных специфических нагрузок.

 

Средняя возрастная группа (12-15 лет).

Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей. Годичный прирост длины тела уже 4-7,5см, причём главным образом за счёт ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6кг.

Продолжается процесс окостенения скелета, позвоночник по-прежнему очень подвижен и податлив. Поэтому, в связи с отставанием развития мышечной ткани при неблагоприятных условиях (в том числе при недостатке движений) могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять в этом возрасте рост костей в длину.

К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий достигают высокого уровня. Одновременно увеличивается сила мышц.

У подростков нередко возникают нарушения пропорциональности в развитии отдельных систем и органов организма.

В период полового созревания увеличивается как интенсивность выполняемых кратковременных нагрузок, так и способность выполнять длительную работу большой интенсивности.

Организм подростков по ряду параметров приближается к уровню взрослых, однако своеобразие этого возраста, заключающееся в относительном несовершенстве нервной  и гуморальной регуляции, дисгармонии в темпах роста, обуславливают повышенную чувствительность их организма к различным воздействиям, в том числе и к физическим нагрузкам.

Необходимо помнить, что рационально построенная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гипокинезия углубляет и расширяет их.

С 10-13 лет можно серьёзно заниматься такими видами спорта, как  волейбол, баскетбол, бадминтон, всеми видами борьбы, ручным мячом, футболом, хоккеем, академической греблей, коньками. С 11-13 лет – конным спортом, лёгкой атлетикой, байдаркой каноэ, стрелковым спортом. С 12-13 лет разрешаются занятия боксом, велоспортом. С 13-14 лет можно приступать к занятиям тяжёлой атлетикой.


Старшая возрастная группа (16-18 лет).

Продолжается рост и развитие, причём в ширину. Кости становятся наиболее толстыми и прочными, но процесс окостенения их ещё полностью не закончен. Позвоночник становится более прочным, усиленно развивается грудная клетка. В целом опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам.

Повышается работоспособность, способность к выполнению длительной работы, возрастает мощность выполняемой работы.

В свете освещённой здесь темы необходимо обратить внимание на следующее. Темпы роста организма не совпадают с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы, увеличение массы тела опережает прирост массы сердца. Это может проявляться в относительной недостаточности сердечной деятельности, которая связана с физиологической невозможностью обеспечить большую массу тела достаточным количеством крови.  Появляются жалобы в виде слабости, лёгкой утомляемости, склонности к обмороку при нагрузках и резких изменениях тела. Эти симптомы требуют консультации врача. И, если не обнаруживаются серьёзные поражения сердца, ребёнка ни в коем случае нельзя переводить на щадящий  двигательный режим. Только достаточные и систематические занятия физкультурой, полноценный двигательный режим могут обеспечить синхронизацию функции сердца и возрастных требований организма. Ограниченная двигательная активность на фоне продолжительной учебной работы, необходимость длительное время находится в вынужденном положении (сидя) приводит к нарушению тонуса кровеносных сосудов и расстройствам его регуляции со стороны нервной системы, что может выражаться в гипо- и гипертонических состояниях.

Как видите, Аристотель всё-таки был прав в своих высказываниях. Поэтому не следует откладывать решение вопроса, когда и каким спортом заняться вашему ребёнку на «потом». Время не ждёт. Только не забывайте, что всему свое  время.

                                            

Главный врач ГУЗ«ОВФД»       Николаева И.В.

ВСЕМУ - СВОЁ ВРЕМЯ или как определиться с занятиями спортом

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных.